12 нояб. 2010 г.

САМАРСКАЯ ЛУКА. Экспед. 1993-1. Информация.

Краткое описание: Первая экспедиция по программе исследования культуры чувашских селений Самарской обл.
Маршрут: Самарская обл., Ставропольский р-н (дд. Березовый Солонец, Севрюкаево, Карамалы, Лбище).
Сроки: с 8 по 17 июня 1993 г.
Участники экспедиции: слева - архитектор Св. Малышева (Самара), музыковед А.А. Осипов, этнограф Е.А. Ягафова и искусствовед Г.Н. Иванов-Орков (ЧГИГН, Чебоксары), .
Основные выводы: 1) на Самарской Луке выявлен своеобразный региональный комплекс чувашского костюма; 2) источником его развития являются традиции, которые можно проследить в лучших сохранившихся образцах 18 века; 3) в художественной отделке ощутимо некоторое влияние мордовского костюма; 
Итоги: 1) материалы экспедиций в регион Самарской Луки каждым из участников экспедиций (1993, 1994, 1995 гг) сдавались в виде отчетов для ИЭКА "Поволжье", использовались для его сайта по культуре народностей Самарской области, а также при создании научных статей и книг. Наработанный материал дал возможность выделить чувашей культурно-исторической зоны Самарской Луки в особую этнотерриториальную подгруппу, что было   отражено в научных публикациях. Нами были написаны:
а) статья для научного сборника Чувашского института гуманитарных наук;
б) раздел в колективной монографии "Чуваши Самарской Луки";
в) раздел в научно-художественном издании "Чувашский костюм: от древности до современности" (2002);


 Чуваши Самарской Луки / монографическое исследование. – Чебоксары: ЧГИГН, 2003 (в соавт). О костюме - С. 37-67., 12 цв. илл. 
Список информаторов и народных мастеров ->здесь
 Местные термины ->здесь
Карты 
Самарской Луки 
Карта 1792 г. Составлена вскоре после знаменитой экспедиции Российской академии наук под рук. П.С. Палласа.Карта 1824 г.
Карта нач. 20 в.
Карта 1975 г.
 Карта Самарской Луки 1983 г. Чувашские селения, обследованные в 1993 г., отмечены красным цветом, обслдованные в 1995 г. - розовым.

7 нояб. 2010 г.

САМАРСКАЯ ЛУКА. Экспедиция 1993-1. Зарисовки.

Зарисовки разной степени детализации и обобщения выполнялись в общей тетради (полевом дневнике). Здесь размещены сканы выбранных рисунков по теме костюм, украшения, орнамент.
Рубаха женская (№ 1). Кон. 19-нач. 20 вв. Схема кроя и декора. Самарская Лука, Ставропольский р-н. с. Березовый Солонец. Экспед. 1993-1. См. также на нашей страничке ВКонтакте (альбом "СВОИ ЗАРИСОВКИ частей народного костюма»)
Рубаха женская (№ 2) с праздничным (продольным) декором рукавов. Кон. 19-нач. 20 вв. Схема кроя и декора. Самарская Лука, Ставропольский р-н. с. Березовый Солонец. Экспед. 1993-1.
Рубаха жен. (нагрудная часть). Нач. 20 в. Ставропольский р-н. с. Севрюкаево.
Рубаха жен. (украшенипе подола). Нач. 20 в. Ставропольский р-н. с. Севрюкаево.
Местный тип женской нагрудной подвески сурпан сакки. Кон. 19 в. Пуговицы, раковины каури, бисер темно-красный и зеленый. 27х10. Самарская губ., Ставропольский у., с. Севрюкаево. Явное влияние традиций мордовского костюма.

5 нояб. 2010 г.

САМАРСКАЯ ЛУКА. Экспедиция 1993-1. Фотографии.

Материалы экспедиции фиксировались на черно-белую (отечественого пр-ва) и цветную (типа "Кодак") негативные пленки 24х36 мм. Большей частью они переведены в электронный вид.
Здесь размещены отобранные нами кадры (только с костюмами) - сканы с пленок, без кадрировки и "ретуши".

КОСТЮМЫХушпу - нарядный головной убор замужней женщины. 18-19 вв. Шерстяная основа, монеты, жетоны, бисерное шитье, бусы. Самарская губ., Ставропольский у. Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков. Женский костюм с головным убором хушпу. 18-19 вв. Самарская губ., Ставропольский у. В данном случае хушпу одевалось без белого полотнища сурпан. По сторонам "хвостовой" части головного убора две подвески с бисерными кистями. Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Хушпу - женский головной убор. 18-19 вв.  Фантастическая форма, архаичный декор.  Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Хушпу.   Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Хушпу. Величественная и простая форма,  архаичные средства декора.  Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Хушпу. 19 в. Обновленный головной убор, с ситцевым покрытием поверх старой основы из шерстяной тесьмы; внутри более жесткая "прокладка" из раздельных кусков кожи. Верх зашит. Березовый Солонец. Хозяйка - Е.П. Парамонова. Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Хуре - поясная подвеска. 19 в. Каури, бусы йантари, кисти шерстяные.  Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков. Сурпан - головной убор полотенчатого типа. Нач. 20 в. Длина до 250 см, ширина до 29 см. Концы украшены двухсторонней вышивкой  и шелковыми лентами.  Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Сурпан тутри - головная повязка. Нач. 20 в. Длина до 275, ширина 18 см. Узкое и длинное полотнище, для завязывания складывается по продольной оси.   Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Завязывание сурпана-1 (поздний и простой, "сценический" способ для быстрого одевания костюма). Полотнище симметрично накладывается на лоб. Березовый Солонец.  Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков. Завязывание сурпана-2. Концы повязываются за головой простым узлом.  Березовый Солонец. Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков. Завязывание сурпана-3. Украшенные концы расправляются и укладываются по плечам.   Березовый Солонец. Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Завязывание головной повязки сурпан. Березовый Солонец. Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Основное полотнище сурпан закрепляется сложенной вдвое длинной повязкой сурпан тутри. Березовый Солонец. Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Сурпан тутри дважды обертывается вокруг головы, украшенные концы просто опускаются за спину. Березовый Солонец. Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Традиционные костюмы на участницах фольклороной группы. Из-за отсутствия украшений  с начала 20 в. более значительную роль стал играть "текстильный" декор повязок, рубах и передников; вместо нагрудного украшения повязывалась трапециевидная "манишка" из цветных лоскутов и лент. Березовый Солонец. Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Женщина в костюме на фоне широкой зеленой долины. Березовый Солонец. Экспед. 1993-1. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.В сценическом варианте костюма яркие концы головной повязки укладываются спереди. Березовый Солонец. 06.93. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Нагрудник с оборочкой. Выс. до 35 см. 06.93. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Традиционные костюмы с современными головными платками. Нач. 20 в. Дер.  Кармалы-Хурамал. Фото: Г.Н. Иванов-Орков. 13.06.93. Фото: Г.Н. Иванов-Орков. Традиционные костюмы на фоне загадочных уголков Самарской Луки. Дер. Дер. Кармалы-Хурамал. 13.06.93. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Женские рубахи. Кон. 19-нач. 20 вв. Дер. Кармалы-Хурамал. Модели: Шестопалова Люба и Андреева Людмила. 13.06.93. Фото: Г.Н. Иванов-Орков. Женские рубахи. Кон. 19-нач. 20 вв. дер. Кармалы-Хурамал. Модели: Шестопалова Люба и Андреева Людмила. 13.06.93. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.  Яркий декор традиционного типа на верхней части женских рубахи. Кон. 19-нач. 20 вв. Дер. Кармалы-Хурамал. Модель: Андреева Людмила. 13.06.93. Фото: Г.Н. Иванов-Орков. Девушки в традиционных рубахах и женщина-информатор. дер. Кармалы-Хурамал.  Шестопалова Люба и Андреева Людмила с Анастасией Семеновной Шестопаловой, 79 лет. 13.06.93. Завязывание сурпана-1. Местная особенность: молодая женщина прикусывает край полотнища. дер. Кармалы-Хурамал. 13.06.93.Завязывание сурпана-2. Кромка полотнища прикусывается в средней части. Дер. Кармалы-Хурамал. 13.06.93.
Завязывание сурпана-3. Полотнище оборачивается вокруг шеи. Дер. Кармалы-Хурамал. 13.06.93. Женская рубаха (вид спереди). Кон. 19-нач. 20 вв. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Женская рубаха (спинка). Кон. 19-нач. 20 вв. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.Продольные узоры на рукаве женской рубахе. Вышивка, ленты
Многоярусный яркий декор на подоле, характерный и для мордовских рубах кон. 19 в..

Части традиционного костюма: рубахи с вышивкой и обильными нашивками; слева на поясе - подвеска сара; на правой фигуре - узкая головная повязка сурпан тутри, на поясе - украшение хуре, типа мордовского пулая.
Участники экспедиции на высоком берегу Волги, близ пос. Лбище-Налпыш. А.А. Осипов, С. Малышева, Е.А. Ягафова, Ю.К. Рощевский. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.В полях.
Сбор у сельского клуба. Березовый Солонец. Ветераны фольклорного движения.
Сбор у сельского клуба. Березовый Солонец. Запись музыкального фольклора музыковедом А.А. Осиповым.Рощевский Ю.К., в 1993 г. - директор Государственного природного национального парка "Самарская Лука", ныне научный сотрудник Института экологии Волжского бассейна РАН. Два участника экспедиции: музыковед А.А. Осипов и этнограф Е.А. Ягафова. Работа с людьми на окраине с. Березовый Солонец. Фото: Г.Н. Иванов-Орков. Съемка на окраине лесной дер. Кармалы-Хурамал. 13.06.93. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.