26 окт. 2010 г.

МАГИЯ, ПОВЕРЬЯ И ПРИМЕТЫ, связанные с костюмом. Своя информация из экспедиций и архивов.

    По материалам нашего раздела в новом монографическом иследовании "Чуваши" (Чебоксары 2009).
    Предметам и материалам одежды, которые занимали важнейшее место в жизни человека, приписывались и особые магические свойства: «вышивки имеют магическое значение, но и сама ткань… тоже является оберегом» . Чуваши верили в их защитные качества: «Вăл çăнпа аслати те çапман, усал та çыпăçман. Уна кěлт пěчěк татăк ăша çăтнă, теççě. – С этой шерстью ни молния не была страшна, ни злые силы не приставали. Говорят, что ее крохотный кусочек глотали внутрь» . 
  • Считалось, что даже простые нити, натянутые поперек моста, помогают подстеречь и поймать колдуна . 
  • Колдуны могли вредить через коноплю, холст и одежду (в этом ряду упоминается также еда ): «…кěпе-йěме касса илсе пăсаççě. Ана вěсем йунсемпе вараласа калла курсе пăрахаççě. Йе тумтир таврашне килсе хěстереççě – …наводят порчу через отрезанный кусок одежды. Запачкав его кровью, подбрасывают обратно. Или защемляют что-нибудь из одежды».
  • Нити для тканья нельзя сновать (готовить) в четверг и пятницу - это "тяжелые" дни. 
  • Самыми ответственными этапами считались начало тканья холста, его и завершение (снятие); не зря они были обставлены определенными ритуалами и поверьями. 
  • Низовые чувашки начинали тканье (прокидывание первой уточной нити) только после краткой молитвы «Писмилле…», с просьбой о быстрой и безошибочной работе. При этом из дома не выпускали никого из домашних; говорили, что из-за этого будут рваться нитки.
  • Если приходил какой-то человек «с дурным глазом», его быстрее сажали на скамью и какое-то время  не выпускали из дома, иначе ткачиху ждали трудности. Наоборот, работа удавалась, если гость был добрым, с открытой душой. 
  • За ткацкий станок надо усесться, пока в дом не зашел какой-либо человек с "тяжелым" взглядом - иначе он может сглазить и холст получится плохим (Самарская обл.).
  • Человек, вошедший в дом во время обрезки готового (сотканного) холста., считался обреченным на скорую смерть ("говорят, его жизнь оборвется, как холст"). Существовало и такое мнение: «Конăн çол пěтет, тетчěç – ěмěрě пěтет, тетчěç. Апычай çапла полнă ěнте. – Говорили: у этого кончится жизнь, навсегда испортится. Таков был апычай (обычай)". Самарская обл., Борский р-н. Экспед. 1996-1. 
  • Во время обрезки холста ткачиха могла нечаянно навредить кому-то: «Если при завершении тканья  (отрезании готового холста) войдет кто-либо посторонний, то он умрет в течение года». Пензенская обл., Неверкинский р-н. Экспед. 1994-1. 
  • Колдуны могли воздействовать на новый холст, чтобы навести порчу: «Урама пир шуратма сарса хурсан, ăна пусса кайаççě. – Если кто раскладывает на улице холсты для отбеливания, наступают на него (оставляют на нем свой след)» и т.п.
  • Нельзя отбивать рулоны вытканного холста раньше времени весеннего сева, иначе "град побьет хлеба" (Самарская обл., Борский р-н, с. Б. Алдаркино. Экспед. 1996-1).
  • Холст отбивают только вечером, когда солнце опускается довольно низко. Иначе хлеба будут тяжело расти (Самарская обл., Борский р-н, д. Неприк, Экспед. 1996-1). 
  • Рубаху нельзя надевать наизнанку, иначе владелец может заболеть. 
  •  Рубаху, поврежденную мышами, никогда не одевали. Старались сразу же избавиться от нее, отдавали нищим и т.д.   

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий