СТАТЬЯ ДЛЯ ПРЕССЫ по экспедиции 1987 г.

Куйбышевская обл., Татарская АССР.

 – Ну, совершенная сельская идиллия! – хотелось воскликнуть при виде этой сценки на одной из зелёных улиц сел Аксаково, что в Куйбышевской области. На завалинке побелённой избы расположились 5-6 пожилых женщин, которые неспешно сверкают спицами и вяжут что-то красочное и яркое. За их ловкими руками следят несколько внучат – одним словом, идёт открытый урок народного искусства.
Мы заводим разговор, рассматриваем и фотографируем узорные вещи: носки, варежки, сумочки. Женщины (не хочется называть их старухами – до того они выглядят бодро и подтянуто) оживляются от непривычного разговора, и уже кто-то из них «бежит» домой за кипой вязанных и домотканых вещей. В вечерних лучах солнца загораются красные, оранжевые, голубые узоры, напоминающие орнаменты древних чувашских вышивок.
– Да, мы берём что-то из вышивок, которым нас учили ещё матери и бабушки. Мы ведь застали то время, когда каждая девушка носила на поясе «сарă» – говорит одна из мастериц – но теперь вот глаза слабеют, можем только вязать.
Эта встреча с живыми традициями чувашского искусства – лишь один эпизод нашей экспедиции по чувашским сёлам и деревням Куйбышевской области и Татарской АССР, организованной минувшим летом. Как известно, около половины всех чувашей проживает за пределами автономной республики. Считается, что их предки расселялись в другие регионы страны (Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь) в 17-19 веках. Менее официальной, но более романтичной является версия о том, что на территории  нынешней Башкирии, Татарии, Куйбышевской и Ульяновской областей проживают «коренные» чуваши – потомки легендарных волжских булгар. Как бы то ни было, эти места издавна манили к себе исследователей чувашской культуры – ведь некоторые национальные черты лучше сохраняются в народе при его изолированном проживании среди других «языков и наречий». Уже в конце последней трети 18 века публиковались труды П. Палласа и И. Лепехина, в середине 19-го – А. Глинского и других. В них, помимо всего прочего, кратко описаны некоторые стороны культуры и быта самарских и симбирских чувашей. В наше время (1961 и 1984 гг.) исследователями из Чувашии проводились специальные экспедиции по комплексному изучению чувашских селений в этих краях.
Наша группа имела более скромные, более узкие задачи, а именно знакомство с сохранившимися доныне формами народного искусства: вышивки, ткачества, украшений, резьбы. В состав экспедиции входила сотрудник Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР Дарья Викторовна Солдатенкова.
Особое внимание мы уделяли современным мастерицам: ткачихам, вышивальщицам вязальщицам, записывали всё услышанное от них, фиксировали работу на цветную и чёрно – белую фотоплёнку. Так, по всей округе славятся ткачихи из села Четырла Куйбышевской области – и действительно, заходя в их дома, встречаешься с ярким и по-своему гармоничным ансамблем тканых покрывал, скатертей, ковров и ковриков. Узоры чаще геометрические, но с преобладанием растительных мотивов: цветов, листьев и побегов. В таких уютных «интерьерах», украшенных к тому же вышитыми занавесочками и полотенцами, мы вели  долгие разговоры, стремясь понять секреты своеобразия таких мастериц, как Т. Рыбакова, К. Васильева, В. Медведева, Р. Мрясова. Беседы сменялись фотосъёмками во дворе, и тогда серые заборы и зелёная трава расцвечивались узорными вещами, и на сияние этой красоты сходились соседские старушки, и продолжая разговоры о тяжёлых и прекрасных годах своей юности… Естественно, что разговоры шли не по пунктам специальных опросников, поскольку невозможно войти в мир мастера кратчайшим, «научным» путём – наверное, по этой же причине мне не нравится слово «информатор».

Комментариев нет:

Отправить комментарий