30 окт. 2009 г.

Чувашский костюм в живописи. XX век.

Харисов Р. З. (Уфа). Род. 1953. Девушка-чувашка Сарпи (Посвящение Зарифу Башири). 2005. Х., м., 60 х 180. Экспонировалась в ЧГХМ, Чебоксары. 2008 г.Картина Р.З. Харисова с чувашским костюмом и современный костюм с национальным орнаментом (автор Т.В. Шаркова). Фото: В.Г. Кириллов.Владимиров К.В. Род. 1940. Вечер в Троицу близ Алманчино. 1994. Х., м. ЧГХМ.
Бычков Вячеслав Павлович (1877, Ярославль - 1954, Москва). На ярмарке (Чуваши на базаре в Чебоксарах). 1913 г. Х., м. 71х107. ЧГХМ. КП–1864.
Массовая народная сцена на территории т.н. Зеленого базара в Чебоксарах, на фоне косогоров и Покровской пятиглавой церкви 1672 г. Представлено два типа традиционного женского костюма, из двух соседствующих с Чебоксарами этнографических групп. В левой части стоят две чувашки верховой группы в белых одеждах, в плотных черных онучах, с открытыми головами. На голове женщины слева - хушпу (типа обруча) на невысокой мягкой основе, на второй - полоска вышитого масмака. В центре - идущая замужняя женщина из средненизовой группы (или переходной зоны), с прикрытой по бокам головой, приподнятым к ушам полотнищем сурпана, коротким масмаком на гладко уложенных волосах. У левого края - русская горожанка в обыденном цветном платье и розовом платке.
Бычков В.П. (1877- 1954). На ярмарке (Чуваши на базаре в Чебоксарах). 1913 г. Фрагмент, левая сторона. ЧГХМ.
Богородский Ф.С.(1895, Нижний Новгород -1959, Москва). Чуваши села Вомбукасы. 1925. Х., м. Собр. ЧГХМ, Чебоксары.Спиридонов М.С. Чувашка Ирина. 1946. Х., м. ЧГХМ.
Показан простой по составу традиционный костюм замужней женщины. Главное украшение - ама, скромная нагрудная подвеска с 2 рядами серебряных монет. На шее - сурпан, светло-желтая полоса холста с узорами по краям. Чуваши верховой гр. (вирьял, тури).Фешин Н.И.(1881-1955). Чувашская женщина. 1900-е гг. Х.,м. 89х31,5. Пост. от А.В. Григорьева. Козьмодемьянский историко-художественный музей. Инв. № 280. Этот тип костюма и нагрудное украшение см. на фото 1907 г. перейти >>Фешин Н.И.(1881-1955). Чувашка в девичьем наряде. 1900-е гг. Х., м. 65х78. Пост. от П.А. Радимова. ЧГХМ. Инв. РЖ-95. ЧГХМ, Чебоксары. Этот тип костюма см на фото 1910 г. -перейти >>, нагрудное украшение см. на фото - перейти >>
 Сверчков Н.К. (1881-1985). Поклонение Киремети. Эскиз. 1940. Х., м. ЧГХМ.
Показана сцена моления некрещеных чувашей у озера, близ родного села художника (Яншихово-Норваши Янтиковского р-на Чувашии). Белый цвет одежд является своеобразным символом единения во время обряда.
 Сверчков Н.К. (1881-1985). Пушкин в Чувашии. Х., м. ЧГХМ.  
Сверчков Н.К. (1881-1985). Пушкин в Чувашии. Фрагмент (правая часть). Х., м. ЧГХМ. 
Группа чувашей у колодца, в повседневной одежде: девушка в нарядной округлой шапочке тухъя ; женщина с белым сурпаном на шее и красным коротким масмаком на голове. На груди - ромбовидные нашивки, знаки замужней женщины. Такой тип костюма был распространен в родных местах художника - у средненизовых чувашей, на стыке нынешнего Янтиковского и Канашского р-нов. Бородатый мужчина за ними одет в традиционную одежду со скромно орнаментированной рубахой. 
Сверчков Н.К. (1881-1985). Девушка в вышитой рубахе. Этюд к картине "Пушкин в Чувашии". 
Сверчков Н.К. (1881-1985). Этюд молодой женщины. 1940. Х., м. ЧГХМ.
Сверчков Н.К. (1881-1985). Этюд к картине "Свадьба". Х., м. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий