3 нояб. 2009 г.

Заметки из старых экспедиционных тетрадей.

Музейная работа для мужчин – своеобразная авантюра, поиск приключений. Сегодня это может быть просиживание в кабинетах и пустых залах, фуршеты или выставки цветных картинок местного певца березок и церквушек, завтра – поездка в столицу, обед с коллекционерами, под великолепной картиной Петрова-Водкина или беседы на чердаке фотографа-авангардиста. На следующей неделе – ночевка на вокзале, по дороге к некрещеным чувашам. Бесконечные переходы по лесным тропкам от одной полупустой деревеньки к другой… Умиротворяющий вид из предбанника на холмы Башкирии, езда под дождем в открытом самосвале, иногда – острота одиночества на вечерней дороге, когда нет транспорта и до райцентра нужно идти 8-9 км. Колхозная столовая с атакующими мухами над миской, румяные бабушки – мастерицы и певицы, каждая со своей историей жизни. И обязательная составляющая авантюры – находка. Вещи, информации, впечатления – все равно.
Удовлетворение, сатисфакция, блаженство – в экспедиции это чувство испытываешь довольно редко. Оно и не всегда бывает полноценным, всегда остается желание вернуться, чтобы досмотреть, дообщаться, доснимать.
Экспедиции нужно проводить даже в нашу потрясающую всех эпоху. Уклад жизни народа все еще хранит следы подлинных традиций; они проявляются почти во всем – от планировки строений до выбора любимых кушаний и мелодий. В особо сложных ситуациях люди как бы уходят из своего века в прошлое, обращаясь к многовековому опыту предков: идут к ведуньям и знахарям, гадают на "сурăх ури", надевают старинные свадебные украшения. Сами того не сознавая, жители отдаленных деревень и миллионных городов следуют множеству старинных обычаев и предпочтений.
Первые научные экспедиции заезжали в чувашские края еще в XVIII в., во времена Петра I. С тех пор они проводились регулярно – даже в голодные 1920-е гг. чувашские музейщики ездили по деревням, меняя муку на редкие вышивки и украшения.
Время от времени, начиная с 1930-х гг., в солидно подготовленные экспедиции трогалась научная элита Чувашии, чтобы впоследствии переплавить полученную информацию в строки научных статей, монографий и учебников.
В экспедиции нужно ходить и сегодня. Сейчас мы имеем невиданные ранее возможности исследования – с помощью диктофонов, фотоаппаратов с цветной пленкой и видеокамер с записью цвета, движения, звука. Нужно успеть зафиксировать следы прошлых традиций: пение свадебных песен, работу мастериц-ткачих, процесс одевания сложных народных костюмов, записать местные термины. Еще живы люди, которые родились в XIX столетии, видели многое своими глазами и выполняли рукодельную домашнюю работу своими руками. Дело за нами.
Самарская область, 1995 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий