6 нояб. 2009 г.

Письма из экспедиции-6. 1982 г.

Экспедиция 1982-2. 5-7.04. 1982. Марпосадский р-н, д. Вурманкасы. Г.Н. Иванов, В.А. Рязанцев.

Задачи: изучение народного искусства средненизовой этнографической группы анат-енчи, приобретение произведений, украшений.
Краткое описание: восьмая музейная экспедиция, первая – по исследованию этнографической группы анат-енчи. Итоги: 30 предметов, ч/б фотосъемка, зарисовки

Поездка началась не совсем удачно. Дважды откладывали, потом ждали зарплаты (т.к. выезжали на свои средства), но в тот день она задерживалась. Отправились только автобусным рейсом на Эльбарусово в 15 ч. 50 мин. За каких-нибудь полтора часа перенеслись в другой мир. Везде еще лежал снег (кроме тех мест, где уже была грязь). Из совхозного садика в Эльбарусово катили детей на санках – подлинно музейных экспонатах, художественно согнутых и сплетенных из лозы, прутьев. Мы, подобно настоящим туристам, в восторге начали фотографировать эти саночки с ребенком (см. фото).
Стояла тихая, умиротворенная, с небольшим туманцем, погода. Мы пошли по дороге, вглядываясь в постепенно появляющуюся из этого тумана деревню Вурманкассы – цель нашего путешествия. Здесь жила родная сестра моей любимой тещи Ефросиньи Анисимовой - тетя Юля, со знаменитым на деревне мужем Германом.
Эта была первая экспедиционная поездка к родственникам. Вечер прошел за столом с бутылкой из-под мадъярского вина (туда была залита самогонка). Был «умный, мужской разговор» с Германом, который являлся, по его словам, первым человеком не только в конюшне, но и в деревне и окрестностях. Сидели за столом, и он пил все больше и больше.
Ночь прошла под звериные рыки хозяина, угрозы в адрес завистников и проч. Стук двери, свет лампочки, потом к этому присоединился звук изрыгаемых внутренностей (это уже вернулся Вова, который допьяну провожал в армию соседа). Все это создавало неповторимый колорит и даже аромат этой прекрасной деревенской ночи.
Общий результат поездки – не слишком богато. После беседы с В.А. Минеевой я настраивался на встречу с прекрасными, старинными вещами: кĕскĕ, как на картинках, рубахами и прочие патриархальными артефактами. Но даже 84-летняя мать Германа называла старинными какие-то х/б платья, сшитые из простой ткани по образцу белых холщовых, хотя и с оборками.
Информаторы:
1. Алтатти аппа (мать Германа) – 83 года. Герман был внебрачным (тайным) ребенком от зав. фермой, когда работала колхозным бригадиром.
Недовольна, что для похорон ей сшили платье по нынешней моде – отрезное по талии, со множеством складок – не по традиционному образцу.
Для старинных рубах кĕпе пряли нити из посконного волокна сÿс. Помнит рубахи с вышитыми нагрудными розетками кĕскĕ – у замужних женщин, «качча кайнисен». «Чăрăшкассинчи аппан кĕскĕле кĕпесем те нăмайччĕ – у сестры из д. Чăрăшкассы было много таких рубах с кĕскĕ. К свадьбе готовили до 40 пар кĕскĕ, на свадьбе их дарили гостям родственникам по 1 паре (интересно, что счет шел на пары – имеется в виду 2 розетки, вышитые на одной холщовой заготовке). Позже из них шили внутренние карманы тулупов».
Поясные подвески сарăиккĕллĕ, т.е. двухсторонние, для ношения с разными видами рубах. Вышивала их для себя с 15-16 лет
Сурпан – женская головная повязка, его свободный конец развевается, летает во время танцев.
2. Санька – Поп Микули матки.
Тканые сурпаны были только у кай енчи, кай ен (местность, в сторону г. Марпосада). Здесь – только вышитые. Мал ен – в сторону с. Октябрьское. Помнит тканые фартуки (передники) матери, поколения матери. Они имели особо богато украшенные лентами и др. подолы. Узор в клеточку, с мелкими квадратами.
Показывала «смертный узелок» с полным набором вещей для погребального костюма. Рассказывала о предметах так, как если бы она сама одевала их на себя, ужу покойную: «ик йĕм таханап, аяла çак кĕпе тăхăнас теп – надену две пары штанов (портков, трусов, панталон), снизу думаю одеть эту рубаху». Т.е. в ответственный момент ей хочется одеть на себя это и вот это.
3. Гаврилова Нина Гавриловна – участница знаменитого в прошлом Тогаевского хора (фото в костюме).
Показала обновленное хушпу, на котором сохранилось до половины старых монет, в т.ч. Петра II. Бисерная подвеска на спине (утмалли ?) – цвета: бел., черн., кр., зелен., носилось по 2 украшения, одно над другим. Сфотографировал ее в сенях, одетую в сценический костюм, который бы упрощенным и обновленным вариантом традиционного.
4. Стекольщикова Лидия Николаевна. Род. 1918. Участница Тогаевского хора. Была обстоятельная встреча у нее дома, в присутствии подруги. Рассматривали оригинальные многоцветные дорожки, вязаные по принципу круглых половичков. Они шире, чем обычные, состоят из множества скрепленных ромбовидных модулей; по периметру – обвязаны дополнительными рядами. Судя по рисунку в блокноте, ромбы были зеленые и желтые, с некоторым кол-вом розово-малиновых. Получена поясная подвеска сарă.
Кажется именно они рассказывали о раскулачивании – приходили «отрядами» и отнимали все, вплоть о миски зерна. Потом распродавали отнятые вещи где-то на базарах.
5. Кузнецова Вера Павловна. Мастерица, вяжет яркие изделия для жилища: половики, покрывала на диван. О подборе цветов сказала: «Мĕнле тусан уçăрах пулать тесе туса лартăм, хам пуçран – Делала сама, от себя (от своей головы), думая, чтобы получилось яснее, гармоничнее».
6. Поликарпова Екатерина Поликарповна – У нее смотрели девичью тухъю и кожаную пластинчатую основу с;урпан çакки. С нагрудного украшения монеты срезала сестра, но маленькие монетки нухратки, плотно пришитые прочными нитками и плотно прилегающие к основе, – не стала или просто не смогла осилить.
В.А. Рязанцев интересовался изделиями из дерева. У одного мастера данные о котором я не записал, в сарае – домашней мастерской – видели ряд плетеных и деревянных изделий, также различные приспособления для наматывания ниток и для хранения ложек: (см. зарисовки).
Термины 1982-2
Лапшака – небрежные хозяйки
Тутарлалă, тутарла кепе – рубаха из пестряди или фабричных тканей с оборкой
Тутарла тере – вышитая полоса (планка) над оборочкой.
Ярапа – подвески (кисти, бисер)
Сарă шăтăкли – кружево
ярапа, хуре – бахрома сарă, изготавливались на дощечках.
Утмалли – наспинная подвеска из многочисленных бисерных низок
Фартук умлăлли омлăлли – с передом, т.е. нагрудником.

Комментариев нет:

Отправить комментарий