13 мар. 2011 г.

"Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание". 2002. Тексты


Начинаем публикацию основных глав научно-художественного издания В.В. Николаева, Г.Н. Иванова, В.П. Иванова «Чувашский костюм от древности до современности» (Чебоксары – Москва – Оренбург, 2002). Тексты авторские, в простом формате Word, с указанием страниц. На блоге размещается начало текста, а по клику «далее» открывается полный текст раздела на дополнительной странице.
Просьба всем, кто решит разместить у себя эти тексты: приводить ссылку на источники – книгу и наш блог «Чувашский костюм»
С. 13: 
ВВЕДЕНИЕ 
Народный костюм вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности. Для многих его образ связан с песней и хороводами. Другие помнят детские впечатления от таинственных «бабушкиных сундуков», откуда по праздникам вынимались вышитые наряды и звенящие украшения. В наши дни чувашский народный костюм является неотъемлемой частью современной культуры: мы: видим его на шумных фольклорных праздниках и в музейных залах, на сельских свадьбах и театрально-концертных площадках. Образ девушки в орнаментированной рубахе и нарядном головном уборе тухья прочно вошел в наше сознание как символ. Чувашии.
Народный костюм – это яркий феномен чувашской национальной культуры. В прошлом он сопровождал человека с рождения до кончины, связывая его с обществом, природой и всем Мирозданием. Художественно-ремесленная деятельность по изготовлению украшений, холста, окраске нитей, вышиванию являлась постоянной чертой бытия.
Знакомство с костюмом показывает удивительное многообразие его форм. Почти все образцы народного костюма, сохранившиеся до наших времен, относятся к сравнительно позднему периоду: XVIII–началу XX столетия. Но в них проступают: более ранние, а то и древнейшие слои культурной памяти человечества.
Чувашский народный костюм не ушел в прошлое. В начале третьего тысячелетия он продолжает развиваться, вызывая особый интерес в обществе, у художников, народных мастеров, исследователей, культурологов, педагогов, модельеров. Познакомившись с рабочими материалами настоящего издания, известный российский модельер Вячеслав Зайцев высказался так: «Я уже сорок лет в модельном искусстве, постоянно работаю с народным костюмом и не перестаю восхищаться его красотой. Поразительно, как ваш чувашский костюм тесно связан с природой, органично сочетается с ней и живет в ней. Считаю выявление и публикацию народного костюма делом благородным и своевременным. И, пожалуй, сегодня это нужно как никогда, ибо вперед прорываются безвкусица, бесстыдство. Обращаясь к богатейшему наследию предков и живой природе, мы ищем у них поддержки».
Многочисленные, порой уникальные формы чувашского костюма хранятся в виде разобщенных экспонатов в фондах ведущих музеев Чувашии, Казани, Самары, Саратова, Ульяновска, Уфы, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Немалое их число имеется и в экспозициях сельских музеев. Однако в целом костюм чувашей до сих пор остается почти «терра инкогнита» для специалистов и массового читателя. Данная книга призвана восполнить этот недостаток. Авторы надеются, что она позволит получить ясное представление о праздничном чувашском костюме.
Цель настоящего издания – показ чувашского костюма как выразительного художественного ансамбля и значительного исторического памятника. Начиная данный проект, авторы задумали создать альбом путем сочетания научности, художественности и популярности. Для этого был поставлен ряд задач: во-первых, выявить и сфотографировать в музеях страны и в специальных экспедициях по Поволжско-Приуральскому региону ценные костюмные коллекции и отдельные элементы; во-вторых, систематизировать разнообразные типы костюма, раскрыть их форму и образное содержание; в-третьих, выявить в архивах и музеях и опубликовать старинные фотографии чувашского костюма, рисунки и картины по этой теме; в-четвертых, показать, как живет и чувствует себя народный костюм сегодня, в каком направлении он развивается.
Авторы стремились к комплексному раскрытию темы на стыке этнологии, истории, археологии, уделяя особое внимание искусствоведческим аспектам. В альбоме представлен не ряд отдельных произведений-шедевров, а цельный ансамбль костюма, объединяющий многочисленные предметы. Раскрываются история, символика и художественно-образные особенности костюма, приемы его исполнения у разных этнографических и территориальных (диаспорных) групп чувашей.
Книга посвящена тому, что принято называть «костюм», – преимущественно праздничным женским нарядам, которые ярче отражают идеалы народа и более выразительны в художественном отношении. Они являются не столько предметами быта, сколько подлинными произведениями искусства, ценнейшей частью чувашской национальной и общемировой культуры.
Конечно, чувашский костюм изучался. Имеются публикации по отдельным вопросам его истории и эстетики. Но многие явления и проблемы остаются неясными и слабо освещенными. Пока еще не издано ни одной специальной работы о чувашском костюме, не говоря уже об иллюстрированных книгах.
Наиболее ранние сведения о чувашском костюме были выявлены историком В.Д. Димитриевым в документах XVII в. В первой половине XVIII в. с костюмами чувашей знакомились исследователи Ф.И. Страленберг, Т. Кенигсфельд, Г.Ф. Миллер. Интереснейшие сведения о костюме появились в книгах ученых-путешественников П.С. Палласа, И.Г. Георги, И.И. Лепехина, которые побывали в Поволжье в 1768-1769 гг. В XIX в. чувашский костюм описывался казанскими авторами А.А. Фукс, В.А. Сбоевым, первым чувашским ученым СМ. Михайловым. Ценные данные, впервые иллюстрированные фотоснимками, содержатся в одном из трудов А.Ф. Риттиха.
В конце XIX – начале XX вв. интересные наблюдения по чувашскому костюму были сделаны В.К. Магницким, И.Н. Смирновым, Н.В. Никольским, Н.И. Ашмариным и Г.И. Комиссаровым.
В 1920-59-х гг. чувашский костюм изучали известные общественные деятели Н.И. Гаген-Торн, Т.М. Акимова(Саратов), Д.И. Архангельский (Ульяновск), Т.А. Крюкова(Ленинград). Во второй пол. XX в. этой темой занимались чувашские исследователи (П.В. Денисов, Л.А. Иванов и др.). Важный вклад в раскрытие глубинных историко-культурных пластов костюма внес искусствовед А.А. Трофимов.
Ценными материалами о чувашском костюме являются гравюры и картины XVIII–XIX вв. (например, иллюстрации к книгам Георги и Палласа). В этом ряду выделяется живописное произведение «Чувашский праздник. С большой любовью и вниманием неизвестный чувашский художник показал разнообразные костюмы участников церемонии. Наиболее ранними и точными фотографическими свидетельствами по чувашскому костюму считаются снимки, выполненные Г.Ф. Локке в 1869-1870 г. К рубежу XIX-XX вв. относятся фотографии, гравюры, рисунки и другие изображения, многие из которых впервые публикуются в данной книге.
В издании представлены только подлинники – музейные экспонаты или предметы, сохранившиеся в народной среде: костюмы (полные комплекты); ценные в художественном отношении принадлежности и аксессуары (головные уборы, украшения, подвески); фрагменты изделий и орнамента. Большинство из этих уникальных памятников публикуется впервые. Каждый из них является типичным в своей сфере, сохраняя в форме, колорите и орнаменте дух определенной эпохи и местной среды.
Одной из задач книги является показ единства традиционных костюмов и человека, поэтому впервые чувашские костюмы представлены на живых моделях. Это подчеркивает конструктивность форм и объемов, их пропорции и выразительность, а также органичную взаимосвязь всех элементов. Происходит своеобразное слияние естественной человеческой красоты с совершенством художественно-эстетического и конструктивного образа традиционного костюма. Музейные экспонаты, оказавшись на плечах современных девушек, вновь оживают, словно обретают второе рождение. Фотосъемка старинных костюмов и украшений на живых моделях как бы позволяет нам наглядно представить облик людей, изготовивших и носивших эти наряды. Сразу становится ясно, что это были люди красивые не только лицом и станом, но и душой и помыслами. И не могло быть иначе, ибо только красивые и талантливые люди могли создавать такие шедевры народного искусства. При работе над книгой использовались экспонаты из 20 музеев Чувашии, России и зарубежья, материалы экспедиций по Чувашии, Башкортостану, Татарстану, Пензенской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областям.
Издание не претендует на абсолютную истину и полноту показа всего богатейшего наследия чувашского костюма. Мы будем признательны читателям за уточнения и замечания, которые окажут помощь в дальнейшей работе над этой темой.
Авторы благодарят многих коллег, оказавших действенную помощь при создании данной книги. Мы выражаем огромную признательность сотрудникам музеев, научных библиотек и архивов Чебоксар, Казани, Оренбурга, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Ульяновска, Уфы. Благодарим и наших бескорыстных помощников – энтузиастов-краеведов, организаторов общественных музеев, работников сельских школ и жителей многочисленных чувашских селений, которые содействовали сбору бесценных сведений о народном костюме.
Текст: Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. – Москва – Чебоксары – Оренбург, 2002
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий