
Ткацкий стан - пир вырăнĕ, пир станĕ, распространенной в 19-20 вв. конструкции. Действующая модель выполнена народным мастером Т.П. Дверениным (р. 1919 г.).
Ткацкий станок закамских чувашей, отличающийся увеличенными размерами. Экспедиция в Самарскую обл., 1997 г. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.
Бердо и нитченки. На этом станке их ширина нетрадиционная, немного увеличенная. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.



Части ткацкого стана - блоки для подвески берда. Татарская Республика, с. Аксаково. Экспед. 1987. Фото: Г.Н. Иванов-Орков.




Со втор. половины 19 в. техникой полотнянного переплетения стали изготавливаться холсты из цветных нитей (т.н. пестрядь, чув. улача, улача пир, ураççи кумми пир, ураççи кумми и др.) для рубах, передников и мужских штанов. Цветные рубахи декорировались по иным принципам - не вышивкой, а более декоративными и простыми способами: нашиванием полосок и лоскутов цветной ткани, узорных лент, шнуров, кружев.
Внедрение цветных холстов в чувашский костюм началось в зонах соседства с татарами и русскими (в низовой группе анатри). Было распространено также в регионах Закамья и Приуралья.







Во первой стадии развития пестряди, в течение 10-15 лет, чуваши ткали холсты из синих и белых нитей, с мелкими узорами в полоску и клетку. В конце 19 в. в произошла смена цветового строя - стали применять красные и белые нити, иногда с включением синего цвета. В 1930-50-х гг. холсты обрели многоцветность, в подражание клетчатым фабричным тканям типа "шотландка". Изготовление домотканой пестряди было прервано в годы коллективизации и Отечественной войны, в 1940-50-х гг. несколько активизировалось из-за нехватки бытовых тканей и повседневной одежды.




Узорное тканье применялось для орнаментирования концов женского головного убора сурпан и головных повязок сурпан тутри, в некоторых группах и территориальных подгруппах чувашей.

Женский костюм "закамских" чувашей с длинным узорным сурпаном. 1900-е гг. Бугульминский у., д. Ст. Урметьево. Фото: С.И. Руденко. Фототека РЭМ, инв. 3974-6.
Конец головной повязки сурпан.Нач. 20 в. Казанская губ., Спасский у. ЧГХМ. Экспед. 1989-1.
Узор головной повязки сурпан тутри. Нач. 20 в. Ткачество браное. 23х21. Закамские чуваши. Казанская губ., Спасский у. Экспед. 1989-1.
Узор сурпана. Кон. 19 в. Нити бумажные и шерст., ткачество браное (çĕкленĕ тĕрĕ). Низовые чуваши анатри. 24,5х29,5. Из колл. В.А. Минеевой. ЧГХМ.
Сурпан - наспинно-головное покрывало замужней женщины. Кон. 19 в. Низовые чуваши анатри. Конец орнаментирован многоцветными ткаными узорами çĕкленĕ тĕрĕ, çĕклем. ЧНМ.

Узор головной повязки сурпан. Нач. 20 в. Низовые чуваши анатри. 21х27,5. Нити бумажные и шерст., ткачество выборное (çĕкленĕ тĕрĕ). Из колл. В.А. Минеевой. ЧГХМ. Для подобных узоров использовались нити 12-14 цветов и оттенков. Качественной шерстью для выполнения цветных узоров считалась верблюжья - тĕвĕ çăм. В крайних ярусах использован поздний мотив "еловая ветка - чăрăш турачĕ".
Узор головной повязки сурпан. Фрагмент. Нач. 20 в. Низовые чуваши анатри. 21х27,5. Нити бумажные и шерст., ткачество выборное (çĕкленĕ тĕрĕ). Образец плотного многоцветного узора, почти без просветов фона. Здесь: углы изделия срезаны и загнуты. Из колл. Г.Н. Иванова-Оркова.
Полоска с тканым узором - хĕстермелли. 1Фрагмент. Нач. 20 в. Нити шерстяные и бумажные, ткачество выборное и браное. 4х34 см. Симбирская губ, с. Городище (Хула Ту). Низовые чуваши. Узорная часть вставлялась в конец головной повязки сурпан. Несколько сшитых по длине заготовок могли использоваться для украшения подола женской рубахи. Экспед. 1988 г.
Полоска с тканым узором - хĕстермелли. 2. Фрагмент. Нач. 20 в. Нити шерстяные и бумажные, ткачество выборное и браное. см. Симбирская губ., с. Городище. Низовые чуваши. Экспед. 1988 г.




Сурпаном называли только белый холст для покрытия головы, который был украшен весьма скромно. Позже это название перешло ко всему изделию - с узорами, кружевом и кумачом.
Узор сурпана. Нач. 20 в. Казанская губ., Цивильский у., с. Оруаши. Мелкие браные узоры, отчасти схожие мелкому вышитому орнаменту. В этом селе с богатыми традициями сохранялась приверженность к своему художественному стилю. Экспед. 1990-1.
Узор сурпана. Нач. 20 в. Нити бумажные и шерст., ткачество выборное (çĕкленĕ тĕрĕ). 14,5х26. Низовые чуваши анатри. Традиционная трехъярусная композиция со свободно размещенными узорами. Из колл. В.А. Минеевой. ЧГХМ.
Узор сурпана. Нач. 20 в. Казанская губ., Цивильский у., с. Оруаши. Мелкие браные узоры, отчасти схожие мелкому вышитому орнаменту. В этом селе с богатыми традициями сохранялась приверженность к своему художественному стилю. Экспед. 1990-1.


Узор сурпана. Нач. 20 в. Нити бумажные и шерст., ткачество выборное (çĕкленĕ тĕрĕ). 21х28. Казанская губ., Тетюшский у., д. Полевой Сундырь. Низовые чуваши анатри. Пятиярусная композиция с ковровым размещением узоров.
Из колл. В.А. Минеевой.
ЧГХМ.





Узор головной повязки ула тутăр, чăпар тутăр. 1. Кон. 19 в. Нити бумажные и шерст., ткачество выборное (çĕкленĕ тĕрĕ). Из колл. В.А. Минеевой. ЧГХМ.

Узор головной повязки ула тутăр, чăпар тутăр. 2. Кон. 19 в. Нити бумажные и шерст., ткачество выборное (çĕкленĕ тĕрĕ). Из колл. В.А. Минеевой. ЧГХМ.
Головная повязка из красноузорной пестряди поверх белого полотнища сурпана. Рис. М.С. Спиридонова.
Фрагмент.
Музей-квартира художника, Чебоксары.
Комментариев нет:
Отправить комментарий